Язык UML. Руководство пользователя



Компоненты и классы


Во многих отношениях компоненты подобны классам (см. главы 4 и 9). Те и другие наделены именами, могут реализовывать набор интерфейсов, вступать в отношения зависимости, обобщения и ассоциации, быть вложенными, иметь экземпляры и принимать участие во взаимодействиях (см. главу 15). Однако между компонентами и классами есть существенные различия:

  • классы представляют собой логические абстракции, а компоненты - физические сущности. Таким образом, компоненты могут размещаться в узлах, а классы - нет;
  • компоненты представляют собой физическую упаковку логических сущностей и, следовательно, находятся на другом уровне абстракции;
  • классы могут обладать атрибутами и операциями. Компоненты обладают только операциями, доступными через их интерфейсы.

    Первое отличие самое важное. При моделировании системы решение о том, что использовать - класс или компонент, - очевидно: если моделируемая сущность непосредственно размещается в узле (см. главу 26), то это компонент, в противном случае - класс.

    Второе различие предполагает существование некоторого отношения между классами и компонентами, а именно: компонент - это физическая реализация множества логических элементов, таких как классы и кооперации (см. главу 27). Как показано на рис. 25.3, отношение между компонентом и классом, который он реализует, может быть явно изображено с помощью отношения зависимости (см. главы 5 и 10). Как правило, вам не придется визуализировать такие отношения; лучше хранить их как часть спецификации компонента.


    Рис. 25.3 Компоненты и классы

    Третье различие подчеркивает, что интерфейсы (см. главу 11) являются мостом между компонентами и классами. В следующем разделе более подробно объясняется, что, хотя и компоненты, и классы могут реализовывать интерфейсы, в отличие от класса услуги компонента обычно доступны только через его интерфейсы.

    Примечание: Компоненты похожи на классы еще и потому, что в принципе для них можно задать атрибуты и операции, хотя необходимость в этом возникает редко - разве что при моделировании рефлексивных систем, которые могут манипулировать своими компонентами.




    Содержание  Назад  Вперед